В первую очередь стоит сконцентрировать внимание на конкретные потребности, которые сейчас невозможно восполнить. Речь идет о фитнес-центрах и нехватке для них оборудования, а также керлингистах, не имеющих возможности тренироваться из-за отсутствия камней.
Такая недостача легко объясняется. В последнее время западные компании ушли с российского рынка и перестали поставлять свою продукцию. При этом местные производители остались незамеченными, хотя и предлагали свои услуги. Данная проблема привлекла внимание даже соответствующие правительственные органы, ведь существует риск, что спортсмены будут не способны тренироваться и готовиться к соревнованиям.
В новом проекте «Ъ FM» вместе с Иваном Корякиным собираются ответить на несколько очень важных вопросов. А именно: «Что ждет спортивную индустрию в будущем в финансовом плане?», «Чего ожидают инвесторы от сложившейся ситуации и стоит ли теперь инвестировать в данную сферу?», «Что будет со спортсменами – как любителями, так и профессионалами?».
«Ъ FM» провели опрос, который показал, что в нынешних спортивных залах России все оборудование было привезено из-за границы. Это объясняется его хорошим качеством, практичностью, долговечностью эксплуатации и привлекательным внешним видом. Отечественные производители в свою очередь часто предоставляют некачественную продукцию, отстающую по всем параметрам.
Основательница City Fitness и Orange Fitness Анастасия Юсина рассказывает:
«Велотренажеры, беговые дорожки и другие кардиотренажеры являются самым проблемным местом, так как часть из них защищены патентом. Это мешает заменить их в полной мере. Российские аналоги либо малоэффективны, либо вообще не существуют. Это относится и к другому спортивному оборудованию, например, железу для тяжелой атлетики».
Трудности имеются и у других спортивных направлений. Велоспорт также перестал получать велосипеды и их составляющие от таких известных компаний как Scott, Giant и Treck.
«Российские аналоги, которые на рынке уже давно и доказали свою компетентность, заняли свою нишу. Это затруднит новым игрокам продвигаться вверх списка. Постоянные клиенты успели заключить контракты и отчасти будут обеспечены всем необходимым, но вот мелкие магазины ощутят на себе дефицит сильнее всего» — так утверждает Макс Морель, блогер и основатель проекта velosklad.ru.
По другому себя чувствуют отечественные производители, имеющие определенный вес своего имени (бренда). Зачастую это заслуга спортивных достижений, где то или иное спортивное оборудование или обмундирование было применено. Можно отметить несколько основных примеров. Если возвращаться к велоспорту, то российская компания Stark, выпускающая велосипеды, обладает своей одноименной командой. Эти спортсмены участвуют в соревновании, тем самым являясь своего рода рекламой. Еще можно вспомнить хоккеистов Даниса Зарипова и Евгения Малкина. Первый выпускает свои клюшки, а второй имеет собственный бренд одежды.
Анна Васильева, основательница бренда WKS Tortuga, была в свое время альпинистом. Этот опыт дает возможность отлично понимать потребности своих коллег, что положительно влияет на производимую продукцию, учитывающую их. Она говорит:
«Раньше многие дилерские магазины, занимающиеся продажей спортивного инвентаря, даже не брали трубку телефона, когда мы предлагали сотрудничество с нашим брендом. Сейчас ситуация немного изменилась, появились первые взаимные контакты, но этого все равно недостаточно».
Такие тенденции в спортивном бизнесе не дают развиваться молодым стартапам. Они не выдерживают конкуренцию, а попытка продвижения через интернет и социальные сети дает слабый результат. Итог простой: о российском производителе почти ничего не слышно, с ним мало кто знаком. Магазины отказываются покупать их продукцию, так как опасаются, что не смогут найти покупателя и продать ее.
Подобные действия привели к тому, что теперь просто нет возможности некоторых спортсменов обеспечить всем необходимым. Например, в Россию перестал ввозиться гранит из Шотландии, используемый для изготовления камней для керлинга. Это был эталонный материал для данного спортивного снаряда. На такие действия даже жаловался представитель федерации Дмитрий Свищев. Он также отметил, что попытка заменить недостающий гранит материалами из Китая оказалась неуспешной.
Проект «Ъ FM» не остался в стороне и сам решил отыскать возможную альтернативу. Ею стала отечественная компания «Анима». Она производит камни для керлинга уже достаточно давно. Многие спортсмены по достоинству оценили их продукт. Основатель «Анима» — Валерия Елистратова – рассказывает:
«Мы давно на рынке, но найти хорошее и долгосрочное сотрудничество достаточно сложно. Даже несмотря на качественную продукцию».
Стало понятно, что многие виды спорта по-настоящему испытывают проблемы в связи с нехваткой спортивного инвентаря и оборудования. Это касается и спортсменов-любителей. Многие ниши на рынке спорттоваров опустели и ждут, когда их займут новые компании. Но путь к этой вершине будет непростым.