Сдача в аренду торговых площадей своим компаниям. Какие меры принимает бизнес в условиях падения рынка

Из-за падения трафика и увеличения процента вакантности, собственники пустующий торговых площадей вынуждены принимать нестандартные меры. Э.Агаларов, вице-президент Крокус Групп, планирует открыть первый клуб спорт-сети «Жара fit», относящейся к бюджетному сегменту. В качестве локации бизнесмен выбрал торговый центр, принадлежащий его компании, – «Vegas Крокус Сити».

Рыночные эксперты считают это решение не самым удачным. Они предполагают, что такой объект даст совсем небольшую конверсию трафика. Кроме того, статистика показывает, что после старта мобилизации вся спортивная отрасль «просела» минимум на 25%.

Пресс-представитель Эмина Агаларова обозначил намерения бизнесмена запустить спорт-сеть под маркой «Жара fit». Планируется, что стартовый объект примет посетителей в ноябре на территории Подмосковья в «Vegas Крокус Сити», расположенном возле станции метрополитена «Мякинино». Клуб создадут на площадке арендатора, отказавшийся продлевать договор (его название не разглашается). Площадь нового фитнес-центра – 3800 кв. метров. Ориентировочный бюджет – 60 млн. рублей.

В сфере аренды

В одном из интервью 2017 года Эмин Агаларов делился своими мыслями по поводу будущего фитнес-отрасли. Предприниматель предполагал, что рынок будет расти в течение ближайших нескольких лет. Именно потому его команда начала работу над проектом «Жара fit» наряду с развитием Crocus Fitness. Новое направление позиционируется как более бюджетное. Карта на год в Крокус Фитнес стоит до 70 тыс. рублей. Посещение клуба «Жара fit» на протяжении альтернативного периода обойдется менее чем в 19 тысяч рублей.

Текущие тенденции показывают общее снижение выручки в сфере аренды коммерческой недвижимости. Основная причина – отток иностранных съемщиков. Согласно информации, которую предоставляет Focus Technologies, посещаемость московских объектов в сентябре 2022 года отставала от цифры 2021 г. на 15%, а по сравнению с 2019 г. – на 21%. Commonwealth Partnership оценивает степень вакантности с января по июнь 2022 г. с усредненным показателем 11%. Но для торговых центров, введенных в эксплуатацию за последние 24 месяца, этот индикатор перевалил за 40%.

Алексей Ванчугов – глава «Ванчугов и партнеры» — считает открытие спортивного клуба на собственных торговых площадях не очень хорошим подходом. Согласно его прогнозам, уровень трафика не превысит 7% при норме 20%. Он полагает, что модель вертикальной интеграции малоэффективна.

Эту мысль поддерживает Михаил Васильев, руководитель отдела консалтинга Focus Technologies. Эксперт высказывает мнение, что при сдаче пространства связанному арендатору снижается конкурентоспособность бизнеса. Но он не отметает, что идея может быть удачной, поскольку такие примеры на рынке присутствуют.

Представитель Агаларова делится планами запустить франшизу бренда «Жара fit». Точки будут открываться в различных городах России и в Баку. Необходимый объем вливаний в один объект – 50-100 млн. рублей.

Анна Рождественская, специалист Franshiza.ru, указывает на снижение интереса к франшизам, требующим значительных вложений. Вместе с тем, по ее словам, сектор свыше 15 миллионов рублей до последнего времени считался наименее пострадавшим ввиду кризиса. В условиях неопределенности госпожа Рождественская затрудняется с прогнозами.

Стоит отметить, что фитнес-направление значительно пострадала от форс-мажоров последних нескольких лет. «Национальное фитнес-сообщество» (НФС) подсчитало, что за первые 6 месяцев 2022 г. центры реализовали на 10% менее абонементов, чем в прошлом году. Негативные тенденции, появившиеся вследствие приказа о мобилизации, сподвигли к падению выручек спортивных сетей на 25%. Глава НФС – Елена Синицына – говорит о том, что многие члены клубов обратились с просьбой вернуть средства, поскольку их призвали на военную службу.